Первичные и вторичные эмоции
- Olga Yardelevsky
- 1 день назад
- 1 мин. чтения
Обновлено: 15 часов назад

Эволюция заботится о продолжении вида, но не о счастье отдельного его представителя. То ли опытным путем это выяснено, то ли это происки врага человеческого, но эволюция учит человека сохранять вид чаще кнутом, чем пряником. Поэтому большинство первичных эмоций по сути своей - страх и вина, стыд. Эти переживания призваны направлять человека быть более социальным, адаптивным и осторожным. Но в современном мире уже не существует такой опасности физическому существованию людей, как в прежние времена. У нас почти не осталось естественных врагов, кроме нас самих. И в этой новой концепции человеческой жизни мы не можем себе позволить показывать страх и собственную уязвимость другим. Однако, в близких отношениях сокрытие слабых зон своей личности приводит к отчуждению и лишает эти отношения эксклюзивности, за которой мы в них и пришли.
Можно сказать, что это основное противоречие нашей психики. Люди вынуждены искать компромисс и научились прикрывать свои первичные эмоции, которые опасно выражать открыто, эмоциями вторичными: гневом, раздражением, обидой.
Даже самим себе не всегда получается признаться: " Я гневаюсь на тебя за опоздание, аргументируя это тем, что ты не уважаешь мое время. Но это потому, что я боюсь быть брошенным и одиноким, отвергнутым и забытым".
Нас учат выражать гнев экологично, говорить "нет", не испытывая вины, отстаивать свои личные границы и интересы без объявления войны. Но я почти не вижу предложений научиться распознавать свои первичные эмоции. Те, которые скрываются за гневом, обесцениванием, избеганием и прочим.

Это не просто сначала. Но, спрашивая себя, "а что на самом деле я чувствую?" ежедневно, мы приближаемся к пониманию себя без костюма супергероя, а обнаженного и искреннего.


